Солженицын Александр И - Выступление В Институте Востоковедения
Александр Солженицын
ВЫСТУПЛЕНИЕ В ИНСТИТУТЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
(По записи слушателя в зале)
30 ноября 1966
Перед чтением глав из "Ракового корпуса" Солженицын заявил:
- Первую часть повести я окончил весной. Я послал текст в журнал
"Новый мир", но он не был принят. Однако повесть прочли и одобрили в
различных литературных инстанциях и рекомендовали к печати. Впрочем, это
ещё не значит, что она будет опубликована. Судьба этой повести ещё не ясна.
Так вот я вам почитаю главы из неё.
После этого писатель прочитал главу 6 ("История анализа") и главу 16
("Несуразности"). После небольшого перерыва Солженицын сказал, что он готов
ответить на вопросы присутствующих. Вот запись вопросов и ответов,
сделанная одним из слушателей:
Почему "Новый мир" отказался опубликовать "Раковый корпус"?
Потому что "Новому миру" труднее всего что-либо опубликовать.
Какие сейчас у вас отношения с "Новым миром"?
Я понимаю позицию журнала, и у меня нет столкновений с редколлегией; я
поддерживаю с ней те же хорошие отношения, что и ранее.
Почему вы избрали темой своего романа корпус больных раком в одной из
больниц, точнее, сам рак?
Я сам одно время тяжело болел этой болезнью, и во время ссылки
разговаривал в открытую со знакомыми врачами, они говорили, что мне
осталось жить несколько недель. Так что я знаю этот сюжет.
Мне не понравился эпизод с кислородной подушкой. Скажите, зачем вы его
описали?
(В зале хохот. Солженицын пожимает плечами.)
Зачем? Это жизнь... вот и всё.
Сумма вопросов из записок. Что можно сделать, чтобы ваши книги быстрее
доходили до читателя? Что ещё вы написали недавно? Когда и где это будет
опубликовано? Какова судьба вашей комедии, данной "Современнику"? Какие ещё
ваши произведения отлёживаются в портфелях редакций? Как вы решились на эту
пресс-конференцию, раз первоначально высказывались категорически против
какого-либо интервью?
Почему я переменил намерение не выступать с публичным интервью?
Конечно, в наше время, в условиях ритма современной жизни, когда вечно не
хватает времени, писатель должен писать, а не отвечать на вопросы. И
сегодня я придерживаюсь того же мнения. Но оно справедливо, только когда
продукция писателя регулярно видит свет, и тогда писатель чувствует контакт
с миром через письма читателей и критические статьи. На протяжении многих
лет круг моих читателей состоял из десятка человек. После опубликования в
1962 году "Одного дня Ивана Денисовича" поток писем читателей стал
затопляющим. Это были не только замечания, но и огромное количество
материала, который можно было обработать. Целый год я только и делал, что
отвечал на письма, вместо того чтобы работать. Но последние четыре года мои
произведения не публикуются. И я получил урок: мне ни в коем случае не
следовало пренебрегать публичными выступлениями. Раз писателю не дают
писать - так он должен защищаться устно. Само моё положение принудило меня
искать встреч с читателями. Я стал это делать по трём соображениям.
Во-первых, мне необходимо чувствовать реакцию читателей. Во-вторых, мне
нужно защищать свои авторские права. В-третьих, мне надо защищать моё имя
от клеветы. Я написал роман "В круге первом". Это 35 печатных листов. В
1964 году "Новый мир" принял его к публикации. Ещё есть пьеса "Олень и
шалашовка" и повесть "Раковый корпус". Театр "Современник" хотел поставить
пьесу, но ему это не удалось. В той пьесе описывается концентрационный
лагерь, но не такой, как в "Одном дне". Там живут вместе и
политзаключённые, и угол