202d5824     

Соловьев Владимир - Чтения О Богочеловечестве



ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
ЧТЕНИЯ О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ
ЧТЕНИЕ ПЕРВОЕ
Я буду говорить об истинах положительной религии - о предметах очень
далеких и чуждых современному сознанию, интересам современной цивилизации.
Интересы современной цивилизации - это те, которых не было вчера и не
будет завтра. Позволительно предпочитать то, что одинаково важно во всякое
время.
Впрочем, я не стану полемизировать с теми, кто в настоящее время
отрицательно относится к религиозному началу, я не стану спорить с
современными противниками религии,- потому что они правы. Я говорю, что
отвергающие религию в настоящее время правы, потому что современное
состояние самой религии вызывает отрицание, потому что религия в
действительности является не тем, чем она должна быть.
Религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира с
безусловным началом и средоточием всего существующего. Очевидно, что если
признавать действительность такого безусловного начала, то им должны
определяться все интересы, все содержание человеческой жизни и сознания,
от него должно зависеть и к нему относиться все существенное в том, что
человек делает, познает и производит. Если допускать безусловное
средоточие, то все точки жизненного круга должны соединяться с ним равными
лучами. Только тогда является единство, цельность и согласие в жизни и
сознании человека, только тогда все его дела и страдания в большой и малой
жизни превращаются из бесцельных и бессмысленных явлений в разумные,
внутренно необходимые события. Совершенно несомненно, что такое
всеобъемлющее, центральное значение должно {033}принадлежать религиозному
началу, если вообще признавать его, и столь же несомненно, что в
действительности для современного цивилизованного человечества, даже для
тех в среде его, кто признает религиозное начало, религия не имеет этого
всеобъемлющего и центрального значения. Вместо того чтобы быть всем во
всем, она прячется в очень маленький и очень далекий уголок нашего
внутреннего мира, является одним из множества различных интересов,
разделяющих наше внимание.
Современная религия есть вещь очень жалкая - собственно говоря, религии
как господствующего начала, как центра духовного тяготения нет совсем, а
есть вместо этого так называемая религиозность как личное настроение,
личный вкус: одни имеют этот вкус, другие нет, как одни любят музыку,
другие - нет.
За отсутствием безусловного средоточия является у нас столько же
относительных, временных центров жизни и сознания, сколько есть у нас
различных потребностей и интересов, вкусов и влечений, мнений и взглядов.
Останавливаться на умственном и нравственном разладе и безначалии,
господствующих в настоящее время не только в обществе, но в голове и
сердце каждого отдельного человека, было бы излишне,- это дело слишком
известное для каждого, кто когда-нибудь всматривался в себя и вокруг себя.
Это безначалие, этот разлад есть несомненный, очевидный факт; но такой же
несомненный и очевидный факт есть то, что человечество не может
остановиться на этом, что оно во всяком случае ищет единящего и связующего
начала. Мы видим в самом деле, что и современная западная цивилизация,
отвергнувшая религиозное начало как оказавшееся субъективным и бессильным
в данной своей форме, и эта цивилизация, однако, стремится вне религиозной
сферы найти некоторые связующие начала для жизни и сознания, стремится
заменить чем-нибудь отвергнутых богов. Хотя, по господствующему убеждению,
все концы и начала человеческого существов



Содержание раздела