202d5824     

Соловьев Сергей Михайлович - История России С Древнейших Времен. Книга Ii. 1054-1462



sci_history Сергей Михайлович Соловьев История России с древнейших времен. Книга II. 1054—1462 Во вторую книгу сочинений С. М. Соловьева включены третий и четвертый тома «Истории России с древнейших времен».

Они освещают политическую жизнь и строй русского общества XIII — XV веков.
ru ru Vitmaier FB Tools 2005-01-13 40061BA3-4341-469E-AFC8-AE808BDF4EA7 1.0 v 1.0 — создание fb2 Vitmaier
Сергей Михайлович Соловьев
«История России с древнейших времен»
Книга II. 1054—1462
Третий том
Глава первая
Внутреннее состояние русского общества от смерти Ярослава I до смерти Мстислава Торопецкого (1054—1228)Значение князя. — Титул. — Посаженые князя. — Круг его деятельности.Доходы княжеские. — Быт князей. — Отношения к дружине. — Дружина старшая и младшая. Войско земское. — Вооружение. — Образ ведения войны. — Число войск.

Богатыри. — Земля и волость. — Города старшие и младшие. — Новгород и Псков. Вече. — Особенности новгородского быта. — Внешний вид города. Пожары.

Народонаселение города. — Погосты и станы. — Слободы. — Сельское народонаселение. — Количество городов в областях. — Препятствия к увеличению народонаселения. — Торговля. — Монетная система. — Искусство. — Домашний быт. Борьба язычества с христианством. — Распространение христианства.Церковное управление. — Материальное благосостояние церкви. — Деятельность духовенства. — Монашество. — Законодательство. — Народное право.

Религиозность. Двуверие. — Семейная нравственность. — Состояние нравственности вообще. Грамотность. — Сочинения св.

Феодосия Печерского, митрополита Никифора, епископа Симона, митрополита Иоанна, монаха Кирика, епископа Луки Жидяты, Кирилла Туровского. — Безыменные поучения. — Поучение Владимира Мономаха. — Путешествие игумена Даниила. — Послание Даниила Заточника. — Поэтические произведения. — Слово о полку Игореве. — Песни. — Летопись.
При обозрении первого периода нашей истории мы видели, как племена соединились под властью одного общего главы или князя, призванного северными племенами из чужого рода. Достоинство князей Русской земли остается исключительно в этом призванном роде; в Х веке новгородцы говорили Святославу, что если он не даст им князя из своих сыновей, то они выберут себе князя из другого рода; но после мы не слышим нигде подобных слов.

Члены Рюрикова рода носят исключительно название князей; оно принадлежит всем им по праву происхождения, не отнимается ни у кого ни в каком случае. Это звание князя, приобретаемое только рождением от Рюриковой крови, неотъемлемое, независящее ни от каких других условий, равняет между собою всех Рюриковичей, они прежде всего братья между собою.

Особенное значение, связанное с княжеским родом, ясно выражается в летописи: в 1151 году киевляне не могли помешать неприятелям переправиться через Днепр по Зарубскому броду потому, говорит летописец, что князя тут не было, а боярина не все слушают. «Не крепко бьются дружина и половцы, если с ними не ездим мы сами», — говорят князья в 1125 году. Когда галицкий боярин Владислав похитил княжеское достоинство, то летописец говорит, что он ради княжения нашел зло племени своему и детям своим, ибо ни один князь не призрел детей его за дерзость отцовскую.

По княжескому уговору князь за преступление не мог быть лишен жизни, как боярин, а наказывался только отнятием волости. Олег Святославич не хотел позволить, чтоб его судили епископ, игумены и простые люди (смерды). Братья приглашают его в Киев: «Приезжай, говорят они, посоветуемся о Русской земле пред епископами, игуменами, пред м



Назад