202d5824     

Солонцов Владимир - Русский 'титаник'



Владимир Солонцов
"Русский "Титаник"
Так уж устроена человеческая психика, что наилучшим образом она воспринимает
историю как линию, размеченную вехами побед и трагедий. И если победы любят
все, то трагедии стараются обойти молчанием, когда есть на то возможность. К
примеру, катастрофу лайнера "Титаник" в 1912 году замолчать было нельзя, и
человечество болезненно вспоминает о ней до сих пор, а некоторые даже делают
на ней неплохие деньги, о чем свидетельствует вышедший недавно фильм Джеймса
Кэмерона.
Сегодня мы хотим поведать о практически неизвестной трагедии на Ладоге в
1941 году, которая по своим масштабам не уступает гибели "Титаника". О ней
рассказывает непосредственный свидетель катастрофы баржи № 725 участник
Великой Отечественной войны ВЛАДИМИР СОЛОHЦОВ, бывший на тот момент
курсантом Высшего военно-морского гидрографического училища в Ленинграде.
HАВСТРЕЧУ БЕДЕ
Эта малоизвестная история произошла в те страшные для нашей страны осенние
дни 1941 года, когда фашистские войска сомкнули кольцо окружения Ленинграда
по суше В этих условиях предпринимались отчаянные попытки вывезти из
осажденного города как можно больше людей военных и гражданских Единственный
путь - через озеро Ладога.
16 сентября состоялась отправка эшелонов с уже успевшими повоевать
слушателями военно-морских училищ Ленинграда, из которых, по приказу
Ворошилова, создавался новый особый курсантский батальон.
Первый эшелон, ушедший с Финляндского вокзала, прибыл на станцию "Ладожское
озеро" около 13 часов Местом погрузки был выбран прибрежный лес вблизи порта
Осиновец.
Около 1700 поступил приказ к погрузке курсантов. Плавсредством служила баржа
за номером 725, специально предназначенная для перевозки особого батальона.
Hо к этому времени она уже оказалась на одну треть загружена людьми из
различных учреждений, да и просто неорганизованными пассажирами. В итоге, по
разным данным, на баржу погрузились от 1200 до 1500 человек, которым
предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Hовая Ладога. Да плюс
еще грузы, среди которых были даже автомашины.
Легкие порывы ветра, небольшая волна и относительно ясная погода не вызывали
у людей никаких опасений. Однако на душе капитана буксира "Орел" Ивана
Дмитриевича Ерофеева было неспокойно. Он ходил по Ладоге не один год и
хорошо знал коварство осенней погоды в этих местах. "Считаю невозможной
буксировку баржи с таким количеством людей в условиях приближающегося
шторма", - высказал свои опасения начальству Ерофеев.
К сожалению, его мотивировка не выглядела убедительной в глазах
командования. Война. Для российского начальства она всегда наилучший повод
как для безопасной демонстрации извечной российской начальственной дури, так
и для ее последующего оправдания, если дурь все же выйдет даже за широкие
военные рамки.
Так что трагедия, таким образом, началась еще на берегу. Подчиняясь приказу,
"Орел" натянул трос и баржа №725 с людьми на борту вышла в открытое море...
Это не оговорка: Ладога - это действительно море и отличается от ранга малых
морей только пресной водой. К примеру, средние глубины в Ладожском озере в
3,6 раза больше, чем в Азовском море, а максимальные - в 16 раз! Со времен
начала судоходства по Ладоге был известен грозный и коварный характер этого
моря-озера. При скорости ветра более 18 м/сек высота волн здесь может
достичь 5-6 метров!
Итак, в ночь на 17 сентября 1941 года баржа № 725 вышла в последний рейс,
унося в своем чреве сотни людей навстречу гибели.



Содержание раздела