202d5824     

Солженицын Александр И - Телеинтервью В Париже



Александр Солженицын
ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ В ПАРИЖЕ
11 апреля 1975
Бернар Пивo, ведущий. Бывало, размечтаюсь: жив ещё Вольтер, или,
скажем, Виктор Гюго, и согласились выступить в нашей программе "Апостроф".
Увы! Не бывать этому... Ну, и приходило в голову: что, если вдруг
согласился бы быть нашим гостем Солженицын... Но - нет, не бывать и этому.
Всем известно: Солженицын, телевидение, да ещё в беседе с французскими
писателями... Тщетные мечты. И вот сегодня вечером наши мечты сбылись.
Солженицын - наш гость!
Благодарим вас, Александр Исаевич, за ваше согласие почтить нас своим
присутствием и принять участие в этой необычайной беседе. Я задам сначала
вопрос достаточно тривиальный. Вы приехали в Париж в связи с выходом в свет
вашей новейшей книги "Бодался телёнок с дубом". Это заглавие очень
озадачивает французов. Пожалуйста, поясните нам, что это значит.
Есть такая пословица русская: бодался телёнок с дубом. Как многие
пословицы, она иронична по замыслу. Бедный, слабый, глупый телёнок, тебе ли
с твоим слабым лбом и с малыми рожками бодаться с могучим дубом, ничего из
этого не выйдет. Я взял эту пословицу названием своей книги для того, чтобы
выразить то истинное соотношение сил, которое было в моём невольном,
навязанном мне поединке с властью за мою литературную работу. Ну,
соответственно, если проводить аналогию к этой давнишней пословице, которая
существует уже много сотен лет, мы, очевидно, должны представить "дубом" ту
могучую власть, которая своими разбросанными ветвями нас давит, покрывает и
лишает нас возможности свободно действовать, а "телёнок" - всякий, кто
осмеливается сопротивляться этой силе, пытается сопротивляться ей.
Ведущий представляет писателей, участников дискуссии: Жан д'Ормессон,
директор газеты "Фигаро"; Жан Даниель, директор журнала "Нувель
Обсерватор"; Жорж Нива, литературный критик, автор работ о творчестве
Солженицына; Пьер Дэкс, известный своим отходом от коммунистических
убеждений. Затем по просьбе ведущего Пьер Дэкс делает краткий обзор
содержания книги, истории тайного писательства, публикации "Ивана
Денисовича"; характеризует объём разоблачений "Архипелага". "Телёнка" он
считает не менее взрывчатой книгой. Ведущий предлагает д'Ормессону задать
первый вопрос.
Д'Ормессон. Александр Солженицын, вы в первую очередь писатель,
большой писатель, и мы вас приветствуем в этой роли. С вашего разрешения, я
хотел бы задать несколько вопросов о том, как писатели пишут в вашей
стране. Это настолько отличается от наших литературных приёмов, например
Жида или Пруста. Когда вы в совершенном отрыве, изолированы... в этом
одиночестве есть что-то душераздирающее. И для борьбы с этим одиночеством,
для возможности писать вы развиваете свою память, чтобы выучивать наизусть
то, что пишете. Можете ли вы нам рассказать, как именно вы это делали и как
вам удалось создать ваш литературный труд?
Вы знаете, меня всё время вела внутренняя пружина. Многие годы, теперь
уже можно сказать - 40 лет, от первого замысла моего главного романа, в
котором я сейчас немного продвинулся, внутренняя пружина всё время вела
меня к тому, чтобы не покладая рук работать. Очевидно, в ней было первое
условие. А второе условие, я думаю, если бы я не попал в тюрьму, я тоже
стал бы каким-то писателем в Советском Союзе, но я не оценил бы ни истинных
задач своих, ни истинной обстановки в стране, и я не получил бы той
закалки, тех особенных способностей к твёрдому стоянию и к конспирации,
которые именно лагерная и тюремн



Назад