202d5824     

Соловьев Владимир - Оправдание Добра (Нравственная Философия, Том 1)



Соловьев В.С.
ОПРАВДАНИЕ ДОБРА
НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. Том 1
Посвящается моему отцу историку Сергею Михайловичу Соловьеву и деду
священнику Михаилу Васильевичу Соловьеву с чувством живой признательности и
вечной связи
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к первому изданию (Нравственный смысл жизни в его
предварительном понятии)
Общий вопрос о смысле жизни.
I. Двоякое отрицание жизненного смысла. - Пессимизм теоретический. -
Внутренняя несостоятельность людей, рассуждающих о преимуществах небытия, но
на деле предпочитающих бытие. - Их привязанность к жизни свидетельствует о
ее действительном, хотя и не пост игнутом ими смысле. - Пессимизм
практический, окончательно выражающийся в самоубийстве. - Самоубийцы тоже
невольно свидетельствуют о смысле жизни, так как их отчаяние в ней
происходит оттого, что она не исполняет их произвольных и противоречивых
требован ий, исполнение которых, однако, было бы возможно только при
бессмысленности жизни, и, следовательно, неисполнение говорит за присутствие
в жизни смысла, которого эти люди не хотят знать по собственному неразумию
(Примеры: Ромео, Клеопатра)
II. Взгляд, признающий в жизни смысл, но исключительно эстетический,
выражающийся в том, что сильно, величаво, красиво - безотносительно к
нравственному добру. - Бесспорное опровержение этого взгляда фактом смерти,
превращающей всякую натуральную силу и
величие в ничтожество и всякую натуральную красоту в крайнее безобразие
(Пояснение: библейские слова об Александре Македонском). - Жалкие нападения
Ницше на христианство. - Действительная сила, величие и красота нераздельны
с абсолютным Добром
III. Взгляд, признающий, что смысл жизни в ее добре, но при том
утверждающий, что это добро, как данное свыше и осуществленное в непреложных
жизненных формах (семьи, отечества, церкви), требует от человека лишь
покорного принятия, без всяких рассуждений. - Недостаточность такого
взгляда, забывающего, что исторические образы жизненного добра не имеют
внешнего единства и законченности и потому требуют от человека не формальной
покорности, а опознания их по существу и внутреннего содействия в их
продолжающ емся росте
IV. Противуположное заблуждение (моральный аморфизм), утверждающее, что
добро существует лишь в субъективных душевных состояниях каждого отдельного
человека и в естественно проистекающих отсюда добрых отношениях между
людьми, а что всякие собирательно-ор ганизованные формы общества своим
искусственным и насильственным действием производят только зло. - Но
общественная организация, создаваемая историческою жизнью человечества, есть
необходимое продолжение физической организации, созданной мировою жизнью,
все действительное сложно, ничто не существует вне той или другой формы
собирательной организации, и начало морального аморфизма, последовательно
проведенное, логически требует отрицания всякой действительности в пользу
пустоты или небытия
Оба крайние нравственные заблуждения: доктрина безусловной покорности
перед историческими формами общественной жизни и доктрина безусловного их
отрицания (моральный аморфизм) совпадают в том, что берут добро не по
существу и придают значение безусловно-д олжного или безусловно-недолжного
тому, что по природе своей условно (поясняющие примеры). - Человек в своем
разуме и совести как безусловная внутренняя форма для Добра как безусловного
содержания. - Общие внутренние признаки добра как такого: его чистот а, или
самозаконность (автономия), поскол



Назад